>> | No.35027 >>35020
Самым благоприятным в буддизме считается рождение человеком, поскольку, за редкими исключениями, только люди могут полноценно практиковать Дхарму (т.е. буддизм). Обитатели нижних миров все время страдают, или просто слишком глупые (как животные). А боги все время испытывают разные удовольствия, поэтому у них не возникает особого желания добиваться освобождения, не до того им.
Индуистские боги, вроде Индры, Кали или Брахмы, в буддизме классифицируются как "мирские боги". Это значит, что сами они не достигли просветления, и поклоняться им с целью его обрести бессмысленно. Допускается обращаться к ним за помощью во всяких мирских делах. Считается что все они смертны, хотя и живут непостижимо долго для смертного. И да, после того как они умрут, они могут переродиться и в аду, и мухой, и человеком, в принципе и опять богом в теории могут, от многих факторов зависит.
Растения в буддизме не считаются sentient beings, поскольку они не чувствуют, у них нет сознания, и они не страдают. То есть переродиться ими нельзя.
Основной принцип буддизма - "всё проходит". Считается, что любые наслаждения от жизни иллюзорны и преходящи. Сейчас ты счастлив, а завтра, или через год, или в следующей жизни - нет. Существо, ищущее наслаждений в сансаре сравнивают с собакой, которая грызет сухую кость - эта кость ранит ей пасть, кровь течет ей в горло, а ей кажется, что она ест свежее мясо.
Что касается того, чем занимаются освобожденные существа, и на что для них все это похоже - считается, что адекватно описать это невозможно. Нирвану поэтому описывают исключительно с точки зрения того, чем она НЕ является - это единственное, что мы о ней можем осмысленного сказать. Поэтому у многих возникает ощущение, что нирвана - это какая-то абсолютная пустота и аннигиляция. Это не так.
В Махаяне, кстати, немного проще, поскольку считается, что просветленное существо (бодхисаттва) не покидает совсем эту реальность после того, как достигает освобождения, поскольку его цель - спасти все без исключения живые существа, а не только себя. А живых существ бесконечно много (ну или просто очень-очень много, тут я не знаю), поэтому бодхисаттва сам откладывает свой уход в окончательную нирвану, и остается в сансаре, чтобы помогать другим. Но у него уже нет никакой негативной кармы, поэтому сам он не страдает, а наоборот, получает от своей деятельности огромное счастье. |